Дом доброго тролля (troll_lol_o) wrote in goodpeople,
Дом доброго тролля
troll_lol_o
goodpeople

Иван Николаевич Понырев - главный герой романа "Мастер и Маргарита"



Да, это именно так. Готовы? Тогда
"Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина. Первый из них, одетый в летнюю серенькую пару, был маленького роста, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе. Второй − плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке − был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках.

Первый был не кто иной, как Михаил Александрович Берлиоз, председатель правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, сокращенно именуемой МАССОЛИТ, и редактор толстого художественного журнала, а молодой спутник его − поэт Иван Николаевич Понырев, пишущий под псевдонимом Бездомный"

Этими словами начинается роман, и есть в них одна особенность: в них упоминается настоящая фамилия Ивана. В следующий раз она встретится нам совсем не скоро.
В этом фрагменте текста есть и ещё одна тонкость: автор сразу же сообщает нам о том, что существуют как бы два Ивана - Иван Николаевич Понырев и Иван Бездомный, и если про Бездомного мы скоро узнаем довольно много - написал большую антирелигиозную поэму поэму, член МАССОЛИТА - то про Понырева мы пока узнаём только то, что он носит жёваные брюки и тапочки.
После этого происходит встреча с Воландом, который рассказывает начало романа Мастера, и этот рассказ так захватывает Ивана, что он полностью теряет представление о времени. Вот как описывает Булгаков "пробуждение" Ивана после рассказа Воланда: "Поэт провел рукою по лицу, как человек, только что очнувшийся, и увидел, что на Патриарших вечер". Булгаков был врачом, и этими словами он сказал куда больше, чем видно на первый взгляд: такой жест характерен для человека, который приходит в себя после помутнения сознания и прекрасно известен всем психиатрам и неврологам. Это - первый намёк на то, что Иван болен.
Через несколько минут мы получаем второй намёк: "Как же это я не заметил, что он успел сплести целый рассказ?.. − подумал Бездомный в изумлении, − ведь вот уже и вечер! А может, это и не он рассказывал, а просто я заснул и все это мне приснилось?». Будет и третий: Воланд вдруг начинает вести себя странно и советует Ивану спросить у профессора Стравинского о том, что такое шизофрения. По сути, Булгаков открытым текстом нам говорит о том, что главный герой первых глав, не считая второй - душевнобольной.
Сразу после этого погибает Берлиоз, и вот реакция Ивана: "Иван Николаевич как упал на скамейку, не добежав до турникета, так и остался на ней.
Несколько раз он пытался подняться, но ноги его не слушались − с Бездомным приключилось что-то вроде паралича
". Булгаков, опять же, даёт предельно чёткое определение сильнейшего нервного потрясения. На фоне предыдущих намёков мы можем ждать, что с Ивановым восприятием реальности что-то произойдёт - и оно происходит. Последующий рассказ о его похождениях наполнен странностями, невероятными событиями и откровенными нестыковками. Мы можем списать их на мистику: а можем вспомнить о том, что Булгаков - врач, и этот врач уже намекал нам о том, что Иван нездоров. Мне кажется, крик Ивана "Караул!", описание погони в невероятном темпе, кот, который садился в трамвай и пытался заплатить за проезд, уверенность Ивана в том, что "профессор непременно должен оказаться в доме N 13 и обязательно в квартире 47" - всё это предельно точное описание бредового состояния, рваного, нелогичного и полностью побеждающего способность больного критически мыслить.
Мы продолжаем следить за Иваном: после неудачных поисков профессора в квартире №47 он крадёт из квартиры венчальную (церковную) свечу, иконку, и отправляется с ними купаться на реку. Зачем? Всё очевидно: свеча, иконка и вода - это атрибуты крещения. Иван не может себе простить написания поэмы, и принимает крещение в крайне нелепой форме. Нелепой для любого здорового человека, но для Ивана вопросов не возникает. После этого он прикалывает на грудь иконку, зажигает свечу, одевает подштанники и идёт ловить Сатану в фешенебельный ресторан, откуда его привозят в психиатрическую клинику, где ему колют лекарство, после чего Иван засыпает со словами о своей самой главной идее - о Понтии Пилате.

Давайте пока остановимся на том, что Иван спит - это в романе один из ключевых моментов - и подумаем о том, что же мы знаем о клинике профессора Стравинского? Вот что нам рассказывает Булгаков: "в приемную знаменитой психиатрической клиники, недавно отстроенной под Москвой на берегу реки, вошел человек с острой бородкой", "Через несколько минут грузовик уносил Рюхина в Москву. Светало, и свет еще не погашенных на шоссе фонарей был уже не нужен и неприятен. Шофер злился на то, что пропала ночь, гнал машину что есть сил, и ее заносило на поворотах.
Вот и лес отвалился, остался где-то сзади, и река ушла куда-то в сторону, навстречу грузовику сыпалась разная разность: какие-то заборы с караульными будками и штабеля дров, высоченные столбы и какие-то мачты, а на мачтах нанизанные катушки, груды щебня, земля, исполосованная каналами, − словом, чувствовалось, что вот-вот она, Москва, тут же, вон за поворотом, и сейчас навалится и охватит.
Рюхина трясло и швыряло, какой-то обрубок, на котором он поместился, то и дело пытался выскользнуть из-под него. Ресторанные полотенца, подброшенные уехавшими ранее в троллейбусе милиционером и Пантелеем, ездили по всей платформе
" - этого вполне достаточно. Берег реки, до этой клиники можно доехать на троллейбусе, земля, исполосованная каналами - всё это предельно точное описание Покровского-Стрешнева тех лет, когда Булгаков писал роман. Вышки, груды щебня, каналы. В те годы там строился канал им. Москвы, и вышки эти непростые, лагерные: кроме того, именно там находились МХАТовские дачи (Булгаков служил во МХАТе в годы написания романа), и именно там, по адресу Волоколамское шоссе, д.47, по сей день находится психиатрическая больница №12, до которой до сих пор можно доехать на троллейбусе №12 и №70. В те годы больница называлась нервно-психиатрическим санаторием для "Стрешнево", в котором Булгакова прекрасно знали: он в годы работы во МХАТе регулярно бывал там, и в одном из корпусов до сих пор висят его фото. Кроме того, другой корпус бывшего санатория выглядит так:



Странно, правда? Это здание похоже на что угодно, но только не на очень специфический санаторий... И к этому фото мы тоже ещё вернёмся. Сейчас же давайте вернёмся к Ивану: пока он спал, Воланд выбросил Стёпу Лиходеева в Ялту и обосновался в опустевшей квартире Берлиоза - событие, которое мы можем трактовать либо как нечто невероятное, либо как продолжение истории на Патриарших, а именно очередное выпадение Ивана из реальности: в этом событии фигурирует Воланд (это логично, он - одна из навязчивых идей нынешнего Ивана), там же фигурирует квартира покойного Берлиоза, смерть которого и привела к обострению болезни нашего героя. Какая версия правильная - мы пока не знаем, так что остановимся лишь на том, что она происходила тогда, когда Иван спал после укола успокоительного. Но вот он просыпается - Булгаков рассказывает об этом так: "Как раз в то время, когда сознание покинуло Степу в Ялте, то есть около половины двенадцатого дня, оно вернулось к Ивану Николаевичу Бездомному". Мне кажется, Булгаков не просто так делает акцент на этом моменте - впрочем, давайте читать дальше. Глава называется "Поединок между профессором и поэтом". В ней Стравинский просит рассказать Ивана о произошедших на Патриарших прудах событиях - и Иван рассказывает о них крайне бессвязно и путано. Стравинский в разговоре со свитой ставит ему диагноз "шизофрения", просит выдать Ивану бумагу и коротенький карандаш, а после этого смотрит в глаза и - в который раз - Иван засыпает. Это происходит так: "− О нет, − уверенно возразил Стравинский, − он никуда не уйдет, ручаюсь вам. И помните, что здесь у нас вам всемерно помогут, а без этого у вас ничего не выйдет. Вы меня слышите? − вдруг многозначительно спросил Стравинский и завладел обеими руками Ивана Николаевича. Взяв их в свои, он долго, в упор глядя в глаза Ивану, повторял: − Вам здесь помогут… Вы слышите меня?.. Вам здесь помогут… вам здесь помогут… Вы получите облегчение. Здесь тихо, все спокойно. Вам здесь помогут…
Иван Николаевич неожиданно зевнул, выражение лица его смягчилось.
− Да, да, − тихо сказал он.
" Видите, как интересно получается? По сути, Стравинский только что воздействовал на Ивана гипнозом, и Иван этому гипнозу подчинился. Зевнул, выражение лица смягчилось - совершенно логично вслед за этим должен последовать сон. И Иван его видит - снова история происходит в доме №302-бис по Садовой, в квартире Берлиоза и возле неё. В этот раз в роман входит крайне интересный персонаж: зовут его Никанор Иванович Босой, взяточник, плут и выжига, который сталкивается с тем же персонажем, что и Иван на Патриарших, тоже сходит с ума и оказывается после этого в той же психиатрической клинике, что и Иван: более того, в соседней палате. Первое, на что стоит обратить внимание: фамилии Бездомный и Босой очень похожи, не находите? Второе: обе истории при всей своей разности по сути крайне схожи - места событий, персонажи, финал практически идентичны. Третье: в итоге они оказываются в соседних палатах. Четвёртое - практически прямой намёк: отчество Иванович говорит нам о том, что Босой имеет прямое отношение к Ивану. Для шизофрении характерно разделение личности больного на несколько, и больной может как осознавать их как одновременно, так и переключаться между ними, и только что мы с вами увидели первое подтверждение диагноза, поставленного профессором Стравинским - но оно далеко не последнее.
В то же время, что произошла история с Босым, в театре Варьете происходит другая история: она тоже абсолютно нелогичная и совершенно невероятная, и заканчивается она тем, что к Варенухе приходят Коровьев и Бегемот (напоминаю: Иван в это время по-прежнему спит после внушения Стравинского), утаскивают несчастного администратора в "нехорошую квартиру", где он становится упырём. И здесь мы видим пересечения: снова Иван спит, снова в его сон приходят персонажи с Патриарших, и если по фамилии героя этой истории пересечение получается не очевидным (Варенуха - это украинский самогон), хотя и даёт определённую отсылку - из слов Рюхина мы знаем, что Иван "выпивал", то по имени пересечение прямое: имя Варенухи - Иван. Снова мы видим похожий сюжет: к кому-то, имеющему общее с Иваном, приходят напугавшие его Коровьев и Бегемот и забирают его из обычной жизни. Снова всё та же история!
Давайте теперь снова вернёмся к Ивану: оказывается, в этот раз спал он совсем недолго. Почти сразу после того, как с ним распрощался Стравинский, фельдшерица Прасковья Ивановна выдала ему карандаш и бумагу, и он принялся описывать свои приключения. Может быть, в этот раз и не сон ему снился, а мы читали его записи? Но зачем тогда Булгаков указывал нам на то, что Иван собирался спать, "зевнул и черты его лица смягчились"? В общем, нет здесь однозначного прочтения. Давайте же продолжим разбирать роман дальше: мы добрались до главы "Раздвоение Ивана", и в её начале "Иван тихо плакал, сидя на кровати и глядя на мутную, кипящую в пузырях реку. При каждом ударе грома он жалобно вскрикивал и закрывал лицо руками", "Иван работал усердно и перечеркивал написанное, и вставлял новые слова, и даже попытался нарисовать Понтия Пилата, а затем кота на задних лапах. Но и рисунки не помогли, и чем дальше − тем путанее и непонятнее становилось заявление поэта". Здесь мы видим, что Иван всё равно находился в изменённом состоянии сознания: он снова и снова переживал произошедшее на Патриарших, пытался сложить события в хоть какую-то систему, но это у него никак не получалось. Помножим эти попытки на профессию Бездомного и его диагноз и получим, что хоть Иван и не спал во время событий предыдущих двух глав, но и не бодрстовал в привычном понимании слова - люди пишушие меня поймут: его мозг активно создавал образы, и Иван безуспешно пытался их записывать. После этого ему сделали укол, Иван лежит и снова мы наблюдаем, как его личность разделяется: "− Почему, собственно, я так взволновался из-за того, что Берлиоз попал под трамвай? − рассуждал поэт. − В конечном счете, ну его в болото! Кто я, в самом деле, кум ему или сват? Если как следует провентилировать этот вопрос, выходит, что я, в сущности, даже и не знал как следует покойника. В самом деле, что мне о нем было известно? Да ничего, кроме того, что он был лыс и красноречив до ужаса. И далее, граждане, − продолжал свою речь Иван, обращаясь к кому-то, − разберемся вот в чем: чего это я, объясните, взбесился на этого загадочного консультанта, мага и профессора с пустым и черным глазом? К чему вся нелепая погоня за ним в подштанниках и со свечкой в руках, а затем и дикая Петрушка в ресторане?
− Но-но-но, − вдруг сурово сказал где-то, не то внутри, не то над ухом, прежний Иван Ивану новому, − про то, что голову Берлиозу-то отрежет, ведь он все-таки знал заранее? Как же не взволноваться?
− О чем, товарищи, разговор! − возражал новый Иван ветхому, прежнему Ивану, − что здесь дело нечисто, это понятно даже ребенку. Он личность незаурядная и таинственная на все сто. Но ведь в этом-то самое интересное и есть! Человек лично был знаком с Понтием Пилатом, чего же вам еще интереснее надобно? И вместо того, чтобы поднимать глупейшую бузу на Патриарших, не умнее ли было бы вежливо расспросить о том, что было далее с Пилатом и этим арестованным Га-Ноцри?
А я черт знает чем занялся! Важное, в самом деле, происшествие − редактора журнала задавило! Да что от этого, журнал, что ли, закроется? Ну, что ж поделаешь: человек смертен и, как справедливо сказано было, внезапно смертен. Ну, царство небесное ему! Ну, будет другой редактор и даже, может быть, еще красноречивее прежнего.
Подремав немного, Иван новый ехидно спросил у старого Ивана:
− Так кто же я такой выхожу в этом случае?
− Дурак! − отчетливо сказал где-то бас, не принадлежащий ни одному из Иванов и чрезвычайно похожий на бас консультанта
". Утомлённый беседой сам с собой Иван снова засыпает, и к нему приходит следующий персонаж: "Сон крался к Ивану, и уж померещилась ему и пальма на слоновой ноге, и кот прошел мимо − не страшный, а веселый, и, словом, вот-вот накроет сон Ивана, как вдруг решетка беззвучно поехала в сторону, и на балконе возникла таинственная фигура, прячущаяся от лунного света, и погрозила Ивану пальцем.
Иван без всякого испуга приподнялся на кровати и увидел, что на балконе находится мужчина. И этот мужчина, прижимая палец к губам, прошептал:
− Тссс!
". Снова мы видим очередное повторение истории: Иван засыпает и в романе появляется новый персонаж. После этого логично было бы ждать и очередную, на первый взгляд, несвязанную с Иваном историю, которая при ближайшем рассмотрении окажется очень даже связанной - и она будет. Давайте рассмотрим сейчас эту историю, а после вернёмся к визитёру Ивана Николаевича. Мы отправляемся в Варьете.
В истории с сеансом чёрной магии столько странностей, что иначе, чем бредом сумасшедшего, её назвать трудно. Начать хотя бы с того, что представить себе проведение сеанса чёрной магии в 30-е годы, да ещё и в одном из центральных московских театров, довольно сложно само по себе. А ведь будут там и материализовавшиеся деньги, появление которых объяснить с реалистической точки зрения не получается, будет и история с Бенгальским - и вот с неё мы и начнём. Булгаков описывает Бенгальского так: "в освещенной щели занавеса предстал перед публикой полный, веселый как дитя человек с бритым лицом, в помятом фраке и несвежем белье. Это был хорошо знакомый всей Москве конферансье Жорж Бенгальский". Первое неочевидное пересечение: мятый фрак, Бездомный же на Патриарших был в жеванных брюках. Второе неочевидное пересечение: Бенгальский в несвежем белье - Бездомный явился в ресторан литераторов в драных кальсонах. Третье и уже очевидное: Бенгальскому отрывают голову - это прямая отсылка на судьбу Берлиоза! И совершенно ожидаемым после этого выглядит то, что голову отрывают снова всё те же персонажи, и что Бенгальский после этого оказывается рядом с Иваном, в соседней палате. Мы видим уже третье повторение одной и той же, по сути, истории. И с этой точки зрения все прочие странности сеанса становятся вдруг логичными: всё это - очередное переживание Иваном произошедшего, и поскольку всё это происходит не в реальности, то оно и не должно подчиняться каким-либо её законам. Во сне или изменённом состоянии сознания возможно всё, а во сне больного шизофренией - даже намного больше. Не удивительно, что одновременно с событиями в Варьете Иван встречается с Мастером (и тоже во сне, Булгаков говорит об этом почти очевидно). Кстати, а что мы знаем о Мастере?
Итак: во-первых, у него нет ни имени, ни фамилии (у Ивана - два: Понырев и Бездомный). Во-вторых, он писатель, пишет прозу (Иван - поэт). В третьих, он написал роман о тех же событиях, что и Иван свою поэму, но если Иван вывел Христа в чёрных красках - то Иешуа Мастера завораживает своим светом. В четвёртых, у Мастера в прошлой жизни осталась красавица-любимая (Бездомный холост, как мы узнаём из слов Рюхина). В пятых, его роман написан превосходно (Иван же о своих стихах отзывается так: "Хороши ваши стихи, скажите сами?
− Чудовищны! − вдруг смело и откровенно произнес Иван
"). В шестых, он свободно передвигается между палатами, Иван же полностью лишен свободы передвижения. Наверное, можно не продолжать: уже вполне очевидно, что в гости к Ивану явилась его полная противоположность. И тем не менее они удивительно похожи: оба писатели, оба пишут на одну тему, один лишился дома - другой носит фамилию Бездомный, оба страдают сильным душевным расстройством. Они похожи как Джекил и Хайд. Как две стороны одной личности. Исходя из предыдущих событий - они и есть одно.

Что же было дальше? А дальше мы очень долго не встречаемся с Иваном, потому что автор на протяжении многих глав рассказывает нам о том, что происходило с прочими персонажами. Мы не знаем, чем занимался в это время Иван, ведь теперь мы его встретим только после смерти Мастера и Маргариты, когда они прилетят к Ивану попрощаться. Это будет так:
"Иванушка лежал неподвижно, как и тогда, когда первый раз наблюдал грозу в доме своего отдохновения. Но он не плакал, как в тот раз. Когда он всмотрелся как следует в темный силуэт, ворвавшийся к нему с балкона, он приподнялся, протянул руки и сказал радостно:
− А, это вы! А я все жду, жду вас. Вот и вы, мой сосед.
На это мастер ответил:
− Я здесь! Но вашим соседом я, к сожалению, больше быть не могу. Я улетаю навсегда и пришел к вам лишь с тем, чтобы попрощаться
".
Булгаков - настоящий Мастер. Этими словами он говорит куда больше, чем написано: он предсказывает, что к Ивану больше не будут являться видения, что он выздоравливает. Иван и сам это понимает уже - ведь после прощания "Иванушка впал в беспокойство. Он сел на постели, оглянулся тревожно, даже простонал, заговорил сам с собой, поднялся. Гроза бушевала все сильнее и, видимо, растревожила его душу. Волновало его также то, что за дверью он своим, уже привыкшим к постоянной тишине, слухом уловил беспокойные шаги, глухие голоса за дверью. Он позвал, нервничая уже и вздрагивая:
− Прасковья Федоровна!
Прасковья Федоровна уже входила в комнату, вопросительно и тревожно глядя на Иванушку.
− Что? Что такое? − спрашивала она, − гроза волнует? Ну, ничего, ничего… Сейчас вам поможем. Сейчас я доктора позову.
− Нет, Прасковья Федоровна, не надо доктора звать, − сказал Иванушка, беспокойно глядя не на Прасковью Федоровну, а в стену, − со мною ничего особенного такого нет. Я уже разбираюсь теперь, вы не бойтесь
". Он уже умеет контролировать своё сознание и может отличать реальность от игр своего разума. Выздоровление близко - и, как следствие этого, персонажи, придуманные им, уходят один за другим. Умирают Мастер и Маргарита, улетают из Москвы Воланд и его свита. Скоро обретёт свободу и уйдёт и ещё один из главных героев романа - Понтий Пилат. И останется с нами только Иван - только из Бездомного он снова превратится в Ивана Николаевича Понырева. "Ивану Николаевичу все известно, он все знает и понимает. Он знает, что в молодости он стал жертвой преступных гипнотизеров, лечился после этого и вылечился". У него остались только воспоминания да тревога, которая посещает его раз в год. Тогда он идёт по Арбатским переулкам и приходит к особняку Маргариты, который описан так: "пышный, но еще не одетый сад, а в нем − окрашенный луною с того боку, где выступает фонарь с трехстворчатым окном, и темный с другого − готический особняк".
Есть одна загадка с этим особняком: дело в том, что ничего подобного в Арбатских переулках нет. Но мы помним, где на самом-то деле происходили события... Может быть, Булгаков говорит об этом особняке?



Мы его уже встречали, это один из корпусов того самого санатория, который стал прообразом клиники профессора Стравинского. Тут есть и фонарь с обзором на три стороны, и сад, и готическая архитектура, при этом даже круговой балкон мы тут видим с левой стороны - тот самый, по которому к Ивану мог прийти Мастер. Круг замыкается.

По всему получается, что главным героем романа Булгакова "Мастер и Маргарита" является Иван Николаевич Понырев, проходивший лечение в психиатрической клинике и видевший за время лечения много странного и удивительного.
Tags: #Булгаков, #Иван Бездомный, #Мастер и Маргарита, литература
Subscribe
promo goodpeople september 16, 19:21 4
Buy for 100 tokens
Чтобы было как можно удобней общаться, мы упростили правила "Хороших Людей" до самого минимума. Но он - обязательный. Первый и главный вопрос: "Почему это вы называете себя "Хорошие Люди"? С какой стати - слишком положительные, что ли?" Ответ: Мы сделали площадку, на которой, предположительно…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments