Таня Каренина (tanya_karenina) wrote in goodpeople,
Таня Каренина
tanya_karenina
goodpeople

Наш друг - художник и поэт: интервью о музыкальной педагогике и ключах от электрички



Алексей troll_lol_o - музыкант, музыкальный педагог, и автор концепций по развитию слуха и обучению людей петь. А ещё у него страшно необычный жизненный опыт, о котором он сам говорит так: "жил в монастыре и ездил автостопом, пел в электричках и играл на хороших сценах, лазил по подземельям...".
Как выяснилось, сегодня у Алексея - день рождения. Но во время интервью я еще этого не знала.
Поздравляем нашего друга, сообщника и просто интересного человека - и знакомимся с ним ближе.
Интервью - под катом, картинка - по моему впечатлению.



Таня Каренина: Лёша, привет! Мы уже знакомы с твоими интересными и внезапными комментариями, неожиданными фото-мобами и вообще, с тобой лично. Но, как оказалось, довольно мало о тебе знаем. Давай проливать на тебя свет!:)

Алексей Троллоло: Привет, Таня! Спасибо за тёплые слова, мне очень приятно. Я ведь тоже очень к вам привязался, и особенно приятно то, что в сообществе мне всегда есть, с кем обсудить интересующую тему. Вы тут все замечательные!

ТК: Спасибо!
У нас все интервью строятся наоборот, как я недавно обнаружила: не ab ovo, а от того, чем ты дышишь и занимаешься. Мой первый вопрос прям спорный: ты вот, оказывается, считаешь, что в школе необходимо внедрять прикладную психологию. А я сталкиваюсь с большим числом непрофессиональных, доморощенных психологов, хоть и со степенями. И вот мне интересно – что это за курс, и где ему будут обучать самих психологов? Чтобы это не вылилось в традиционные эксперименты на детях неграмотными выпускниками вузов.


АТ: Действительно, считаю, что обучать детей психологии ещё в школе жизненно необходимо. Дело в том, что мы живём в очень интересное время, когда связь поколений прервалась, и теперь, если дети попадают в сложную ситуацию, они чаще всего идут за советом не к родителям, а в Интернет, который в последнее время всё активнее используется для управления общественным мнением.

В результате неокрепшая детская психика сталкивается с целой кучей раздражителей, и, бывает, критично сдаётся. Тогда мы получаем подростковые самоубийства в результате деятельности т.н. "групп смерти", нападения на школы, как совсем недавно, и митинги с массовыми беспорядками, на которые нечистые на руку политики таких вот доверчивых детей заманивают легко и непринуждённо. Всего этого не было бы, если бы дети умели распознавать попытки манипулировать их сознанием, и абстрагироваться от них.

Есть и другие моменты: например, известно, что семья "программирует" будущую жизнь ребёнка, и если эта семья неблагополучная - то и по ребёнку прогноз будет нерадостным. В то же время, если ребёнку объяснить, что с ним делают дома - он сможет начать сопротивляться негативному влиянию, и не только вырасти полноценным членом общества, но и помочь своей семье, прервав, таким образом, деструктивный наследственный семейный сценарий.

Как научить? Я бы предложил изучать класса с 8-9 книги Эрика Бёрна "Игры, в которые играют люди" и "Люди, которые играют в игры", причём изучать под руководством опытного психолога. Ещё можно было бы проходить книгу Михаила Литвака "Психологическое айкидо" - это как раз отличное пособие по тому, как сохранять собственную линию поведения и при этом избегать конфликтов.

тут можно было бы развернуть тему, но интервью, конечно, было не очным - поэтому можно дорасспросить Алексея в комментариях - ТК

ТК: Не в первый раз слышу от тебя о том, что 100% людей обладают музыкальным слухом. Прости, но в караоке, да и на домашних вечеринках иногда такое услышишь, что только бы спрятать голову под подушку, чтобы это раз-слышать. Удавалось ли тебе лично такого медвеухого человека излечить от музыкальной инвалидности? Как?

АТ: Я ещё ни разу не встречал человека, которого нельзя было бы научить петь, играть и импровизировать. Здесь ключевое - именно научить, так как дело здесь в том, что на самом-то деле никакого музыкального слуха в природе не существует, а то, что мы им называем - всего лишь хорошо тренированная координация слухового аппарата, речевого и некоторых мозговых центров. Если этой координации нет - это значит только то, что её стоило бы развить, но даже если это по каким-то причинам не делается - всё равно не стоит считать человека каким-то там инвалидом или ущербным. Просто его не научили слышать и петь, только и всего. Ерунда, дело поправимое.

Да, я научил уже многих. Одни мои ученики теперь учатся в музыкальных школах, кто-то - в музыкальном училище, в конце прошлого года сразу двое выпускников отправились в хорошую вокальную школу Art of Voice, а совсем маленькие просто перестали терзать уши родителей невыносимым мяуканьем, и всех это устраивает. Пока что у меня ещё ни разу не было случая, чтобы я признал хоть кого-нибудь безнадёжным, слышать начали все.

ТК: Ты знаешь, хотелось бы обсудить вот какую концепцию. Смотри: есть отличные и гениальные учителя. Я сама стараюсь искать по жизни таких людей. Как правило, это уникумы, которые, к тому же, подходят тебе лично. И вот что обидно: их умения невозможно распространить. При том, что существует огромное количество курсов, семинаров и прочих обучающих штук, ничто не может заменить работы с Учителем тет-а-тет. Очевидно, что на этом месте гениальный или просто талантливый учитель терпит серьезное финансовое фиаско. Запиши он и распространи свой курс – к нему пришли бы деньги. Но эффект занятия дадут только при условии его личного участия. Как ты относишься к такому парадоксу вообще и применительно к себе и своим ученикам?

АТ: Здесь нет никакого парадокса. Дело в том, что есть огромная разница между живым общением и виртуальным, между самостоятельным обучением по учебнику и под руководством учителя: в первом случае мы воспринимаем лишь "мёртвую", записанную на носители информацию, а во втором процесс происходит куда интереснее: в нём задействуются все органы чувств без исключения - включая осязание и обоняние. При таком подходе на принципиально другом уровне работает и область эмоций, и, как результат - необходимые мозговые паттерны нарабатываются куда качественнее и быстрее.

По поводу меня: носители я тоже использую, и во многих случаях они дают неплохой результат даже без моего участия: например, программа Pitch Invasion при использовании правильных настроек тренирует слух преотличным образом. И да, я уже очень давно думаю над тем, чтобы записать свои наработки и попробовать на этом заработать - потому что, по всему получается, что это будет работать.

ТК: Кстати, а что ты считаешь своими личными педагогическими достижениями? Есть примеры? Ну, скажем: "вот было – а вот стало".

АТ: Этический момент: то, что я поставил слух, ещё не значит, что человек прямо сразу начал петь красиво. Музыкальный слух - это то, что позволяет человеку заниматься музыкой, но поставленный слух - это ещё не красивый вокальный тембр, отточенная техника и мощная энергетика, над этим ещё и потом придётся много работать с тем, кто учит именно этому. Поэтому я редко выкладываю то, что стало, а уж то, что было, не выкладываю никогда - представь себя на месте моего ученика, который научился правильно слышать и даже уже поёт, и вдруг он узнает, что все его друзья дружно гыкают над его первыми записями, когда он ни в зуб ногой вообще...
Так что поделюсь только тем, что стало. Это мой ученик Тимур, один из самых непростых. Когда-то он не попадал ни в одну ноту, и ухитрялся забывать отработанное на уроке в течение 15 минут. Вот запись: Тимур Маркоишвили

ТК: Лёша, у тебя, похоже, бурная виртуальная жизнь. Как ты распределяешь время между виртуальным общением и реальным? Как вот избежать таких бессмысленных встреч с друзьями, когда все собрались и начинают втыкать в гаджеты? Объявлять моратории (типа ездить в глухие места на рыбалку) или просто оставаться интересными друг другу? Вчера как раз думала – а может ли вообще один человек оставаться другому интересней, чем компьютер? Ведь эта конкуренция почти невозможна. Для чего мы будем в будущем общаться с друзьями, если мы можем перекинуться с ними по скайпу, и никуда не спешить?.. Это довольно грустный вопрос, на самом деле. Его еще можно сформулировать так: что мы можем делать с реальными друзьями такого, чего не можем с виртуальными?

АТ: Никак не распределяю виртуальное и реальное общение, для меня разницы нет. Дело в том, что у меня крайне непростой характер, и поэтому меня редко кто дёргает по пустякам - а если разговор интересный, то какая разница, общаться вживую или по сети? Единственный момент, когда я выключаю телефон - это когда я на сцене, веду мастер-класс или что-то подобное.
Впрочем, с близкими друзьями предпочитаю всё же общение в реале, потому что Сеть не передаёт эмоции в полном объёме, но если нет возможности встретиться - ноль проблем, можно по телефону или по Сети.
Что мы можем сделать в реале такого, чего нельзя сделать в виртуале? Ощутить запах собеседника, почувствовать его тепло, обнять. Порой это куда важнее, чем любые слова.

ТК: И в продолжение. А скажи, Лёша, как ты думаешь – вот в реальное общение (с родителями, например, или со своими женщинами/мужчинами) – надо включать элементы вирта? Например, договориться ссориться только в скайпе? Ты можешь себе представить жизнь с человеком, незамутненным в этом плане? Без навыков общения в интернете? Тут девочки высказывались, что типа "мужик не должен торчать в сети". А я лично для себя начинаю с ужасом понимать, что, наверное, не могла бы общаться с человеком без навыков сетевого общения. Ну, точней, он был бы мне, вероятно, не близок. Или это я преувеличиваю?

АТ: Мужик может торчать там, где ему нравится - лишь бы это делу не мешало))) Я вообще против выяснения отношений по Сети, потому что, на моей памяти, это ни разу до добра не довело. Решать проблемы надо либо лично, либо по телефону, вот моё мнение. А вот по поводу неконфликтного общения в виртуале скажу так: я вот лично довольно много пишу. Стихи, песни, статьи - и всё это куда удобнее показывать и обсуждать виртуально. Заодно и уровень общения это отлично показывает: тот, кому ты не интересен, никогда не станет переходить по ссылке с твоим новым творением... Так что солидарен с тобой полностью: навык сетевого общения нужен.

ТК: И тут мы плавно подбираемся к твоей биографии. Можно поподробнее про вот эту фразу из твоего профиля: "жил в монастыре и ездил автостопом, пел в электричках и играл на хороших сценах, лазил по подземельям». Вот прям очень интересно!

АТ: Хороший такой, маленький вопрос)))
Всё началось с того, что матушка очень хотела вырастить меня пианистом - благо играл я для своего возраста вполне неплохо, регулярно играл на городских концертах, и однажды даже мои записи транслировало Радио России.
Вот только я это всё не особо любил, а фортепиано занимало море времени. Закончилось логично: после окончания музыкалки я послал музыку к чёртовой бабушке и пустился в тяжкие, моя матушка это время до сих пор вспоминает с ужасом. Из 10 класса школы (уже обычной) меня выгнали за прогулы и поведение, пришлось заканчивать два года за год в другой школе.
Потом был год в МИРЭА, там я продолжал валять дурака со страшной силой - и вдруг обстоятельства сошлись так, что я оказался в Троице-Сергиевой лавре, в приемной старца Наума (Царствие ему небесное).
Ждать пришлось прилично, а потом, когда он ко мне вышел, я вдруг понял, что он обо мне знает примерно всё. Включая мысли и сны. Поэтому, когда он мне предложил ехать в Запасной полк (так называется на местном сленге Свято-Николо-Шартомский монастырь недалеко от города Шуя) - я согласился как-то сразу и без вопросов.
Зима была очень длинной. Меня определили на монастырское подворье в Шуе, и там мне пришлось познать все прелести мытья посуды на 20 персон в ледяной воде, там же пришлось учиться чистить картошку и резать по дереву, а потом как-то вдруг меня позвали в местный хор. Так я начал петь. Потом стало ещё веселее: когда местные прознали, что я закончил музыкальную школу - меня назначили звонарём. Шуйской зимой звонить - это не самое приятное занятие на свете, но, в общем-то, это куда лучше, чем мыть посуду)))
Через пару месяцев такой жизни захотелось сменить обстановку. Местные не возражали - помнишь, я уже говорил про свой непростой характер? - и я оказался в Звенигороде, в Саввино-Сторожевском монастыре. Там уже было куда веселее: еда лучше, народу больше и куда более интеллигентного. Правда, посмотрев на меня впервые, наместник монастыря отец Феоктист вздохнул и сообщил мне, что кидать коровье дерьмо крайне полезно для спасения души, и следующие два месяца я активно спасал душу. А потом меня позвали на клирос, довольно быстро начал помогать регентам... Вот примерно тогда я начал задумываться о том, что такое музыкальный слух.
Примерно тогда же и начался мой автостоп: до Москвы было недалеко, и нередко мы с моим тамошним другом в ночь с субботы на воскресенье срывались по трассе в Москву, тусовались с друзьями, пели под гитару - а утром возвращались к службе.
После монастыря надо было как-то устраивать жизнь. Попробовал себя в разных местах, и в итоге однажды, когда денег не было совсем, выбрался в электричку. Денег моментально стало вполне прилично, и после этого я десять лет занимался в основном именно этим. Периодически меня кто-то замечал - и тогда я пел не только в электричке, но и в ДК ЗИЛ в одном мюзикле, в Театральном центре на Дубровке в другом, всё это без отрыва от производства в электричке. Надоедало петь в Москве - выходили на трассу с напарником и ехали в Питер. Или в Казань. Или ещё куда-нибудь.
Однажды мне подарили универсальный ключ для открывания всех дверей в электричке.

А что за ключик - не рассказал! - ТК

Кататься в кабинах скоро надоело, захотелось чего-нибудь ещё - и, вот на тебе, оказалось, что мой волшебный ключик точно также открывал и метро, что кабины поездов, что двери. Где я только после этого не побывал! Периодически, конечно, я сталкивался с персоналом, но в метро затеряться не особо сложно, не ловили ни разу...
А потом как-то вечером мне позвонили и позвали играть в группу Канцлер Ги & Bregan d Ert. После этого мы полгода катались по России, играли там и тут, до сих пор с удовольствием вспоминаю то время.
Ну а после я остепенился, захотелось уже дома, уюта, и чтобы за деньгами не приходилось носиться с вытаращенными глазами. Тогда я довёл свою методику до ума и начал преподавать, чем занимаюсь и сегодня. Впрочем, когда зовут поиграть где-нибудь, сольно или с кем-нибудь - тоже не отказываюсь, учитель должен себя показывать.

Может быть, и нас когда-то позовут послушать... Лёша, обещаю, мы будем тихо сидеть и не баловаться! И да - хлопать изо всех сил! - ТК

ТК: Для меня очень сложно представить себе развитие карьеры музыканта. Что это, и как это происходит? И от чего зависит? Еще интересно опять о роли образования. Скажем, я знаю одну природно-музыкальную семью, где такой сложился голосовой квинтет, что ли (можно так сказать?). Но они не учились – просто поют в удовольствие. Не тот ли это случай, когда постановкой голоса можно нарушить природный баланс? Моя одноклассница с маленьким, но миленьким голоском как-то пошла учиться вокалу, и внезапно запела как-то.. э.. колоратурно? Короче, слушать ее стало невозможно, как будто в ней поселилась толстая оперная певица. Что это было и бывает ли такое?

АТ: Я тоже очень слабо себе представляю, как должна развиваться карьера музыканта. Наверное, дело в желании и везении, ну и образование многим помогает...
Думаю, что однокласснице просто не повезло с преподавателем. По поводу природного баланса: хорошая техника ещё никому не помешала. Главное, чтобы ставили именно её, а не что-то другое, что другим словом называется.

ТК: Лёша, я в детстве читала очень интересную книгу «Мальчики» про хор мальчиков, соответственно. Там была речь о мальчике из хора, которого злой предприниматель заставил изображать голосом Робертино Лоретти в период, когда врач запретил петь – у мальчика ломался голос. И голос у него не открылся. Скажи, это правда так бывает? Почему?

АТ: Насколько я знаю, именно это и случилось с самим Лоретти. Он ведь был невероятно прекрасен, но его перегрузили постоянными концертами, и в переходном возрасте мутация прошла неправильно: голос потерял красоту и гибкость. Он поёт до сих пор, я даже слышал его однажды вживую, но я бы не назвал его сейчас великим певцом. Увы, в музыке такое не редкость: кто-то зарабатывает узлы на связках, кто-то переигрывает руки, а кто-то просто сгорает.

ТК: И наш традиционный блиц-10:
- Машина или общественный транспорт? Почему?

- Транспорт. Я в нём стихи пишу)
- Выставка картин или фотовыставка?
- Под настроение
- Стандартный профессионал или необычный самоучка?
- По ситуации
Жена – друг, товарищ или брат?
- Просто любимая женщина, которой веришь.
- Любят ли мужчины разговаривать с женщинами? По-настоящему, об интересном? Часто получается?
- Не скажу за всех, я - и люблю, и умею.
- Дети для педагога – всё равно, что цветы для ботаника: живой материал? Бывает, что субъективное отношение к тому или иному ученику мешает с ним заниматься – симпатия или наоборот антипатия?
- Нет разницы, дети или взрослые, все они такие же люди) Субъективное бывает, именно поэтому для меня так важна психология.
- Кстати, дом или квартира?
- Квартира
- Море или бассейн?
- Главное, чтобы побольше воды. Люблю плавать долго и далеко
- А к какому спорту ты неравнодушен?
- Футбол, Формула-1
- И не могу не спросить: для меня это очень интересно. Часто угадываю, но с тобой пока не поняла – кто ты по гороскопу? Ну не Лев же, в конце концов?
- О как. Я ж вроде вполне типичный Водолей...)

На самом деле, я еле удержалась от вопроса "Ты- Водолей, правда?" - просто потому, что в последнее время почти все мои новые знакомые оказываются Водолеями:) Вот и сейчас:) - ТК

Ой, и P.S. – а почему "Тролля"? Твой журнал называется "Дом Доброго Тролля" – почему?
- Потому что моё прозвище Тролль. За вредный характер и профессиональный цинизм:)

Если честно, у меня к Лёше осталось много вопросов. Подозреваю, что он - как шкатулочка с секретами: открывается не сразу. Но, тем интересней будет с ним общаться дальше.
И я думаю, что в комментариях вполне можно его порасспрашивать ещё:)
И да - с днём рождения, добрый Тролль! Успехов тебе!

Tags: интервью
Subscribe
promo goodpeople september 16, 19:21 4
Buy for 100 tokens
Чтобы было как можно удобней общаться, мы упростили правила "Хороших Людей" до самого минимума. Но он - обязательный. Первый и главный вопрос: "Почему это вы называете себя "Хорошие Люди"? С какой стати - слишком положительные, что ли?" Ответ: Мы сделали площадку, на которой, предположительно…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 34 comments