tata_aistova (tata_aistova) wrote in goodpeople,
tata_aistova
tata_aistova
goodpeople

Высоцкий.

Я люблю Высоцкого не как наши федеральные телеканалы, а постоянно. Но пост про него пусть будет через два дня после 80-летия, так получилось.



Не знаю, стоит ли углубляться в детство и юность. Конечно, вся его жизнь перемолота и миллион раз перетёрта б-гомерзкими ток-шоу, поэтому я постараюсь не сильно вдаваться в какие-то детали и больше пихать песен.
Высоцкий стал одним из тех, кто бился своими песнями в толпу, как головой в стену. При жизни его не принимали в Союз композиторов, несмотря на 600 написанных песен. Не принимали и в Союз писателей, несмотря на, примерно, 850 написанных поэтических произведений. Концерты запрещали, передач с ним не снимали, режиссёрам настоятельно "рекомендовали" не снимать его в своих фильмах. С отчаянным упорством его защищал Станислав Говорухин, у которого Высоцкий сыграл в "Вертикали", "Белом взрыве" и "Месте встречи изменить нельзя". Всего же в фильмографии Владимира Высоцкого около 30-ти фильмов. А сколько могло бы быть ещё, если бы не цензура, история умалчивает.
Фигура Высоцкого оскорбительно не вписывалась в реалии вылизанного и правильного советского общества, которое шло к коммунизму. Но на этом пути в коммунизм, то здесь, то там возникал этот невысокий человек, который страшно чем-то мешал советскому официозу. На фоне "Песен года" и вообще официальной эстрады Высоцкий выглядел вызывающе и абсолютно неприемлемо. Громкий, хриплый, с песнями про штрафные батальоны, немецких солдат, топчущих украинскую землю; песнями про бухло, "похорона", уголовников. В водолазках, джинсах, с длинными волосами, он наносил свою "пощёчину общественному вкусу". Рядом с холёным, в костюмчике, поющим про комсомол, Лещенко; лиричным Магомаевым с его огромной бабочкой, воспевающим неземную любовь, Хилем, открытым, улыбчивым и добродушным, с песнями про рабочих. Как он выглядел рядом с ними, этот угрюмый маленький человек, из которого рвался этот голос.
Наверное, так было нужно. Он стал героем, потому что бился, рвался со своими песнями к зрителю, не получалось, он рвался снова. Записывался за границей, выпускал пластинки там, чтобы соотечественники везли их из Франции, Канады или из своей же Прибалтики.
Режиссёры шли на хитрость, давая Высоцкому петь в кадре. Получалось не всегда. Иногда зарубали "сверху", как в "Стряпухе", где Высоцкий поёт чужим, переозвученным голосом, а иногда сам Владимир СЕмёнович отказывался. Как бы не уговаривал Говорухин его спеть в "Месте встречи...", Высоцкий уговорился только на небольшой отрывок романса ВЕртинского "Лиловый негр". И то, умудрился во время него разговаривать больше, чем петь.
Как у него, родившегося в 1938 году, получалось писать такие песни о войне, в которых чувствуется запах пороха и вкус земли, политой кровью?
Как у него, выросшего в Москве, в интеллигентной семье, могли рождаться такие тексты про шахтёров, полярников, зеков?
"Свою" песню у Высоцкого может найти каждый. Я даже на своём примере поясню.
Пока была мелкой, любила "Диалог у телевизора", "Песню-сказку о нечисти", "Почему аборигены съели Кука", "Песню о друге", которую запихнули в "Ну, погоди", "Песенку о переселении душ"



Когда подросла и начала увлекаться спортом (к сожалению, только фанатством во множестве видов спорта), стала любить "спортивную" серию песен - "Песня про конькобежца на короткие дистанции, которого заставили бежать на длинную, а он не хотел очень", "Песня о сентиментальном боксёре", "Песня о шахматной короне".


Потом начала страдать первыми, вторыми и двадцать вторыми любовями. Здесь моими спутниками стали "Лирическая", "Дом хрустальный", "Она была в Париже".


В период обучения на истфаке со мной постоянно были "Штрафные батальоны", "Солдаты группы "Центр", "Братские могилы", "Он не вернулся из боя" а также песня о мужественном человеке Леониде Рогозове, который "на холоде скальпелем сам себе вырезает аппендикс". Эта история потрясает меня до сих пор, если честно, и, попав в питерский музей Арктики и АНтарктики, я почти сразу (после маузера Папанина) стала искать тот самый скальпель Рогозова.


Со временем до меня начал доходить смысл других песен. Что значит "глаза, как нож", почему не стрелял "тот, который не стрелял", почему красивые цветы только на нейтральной полосе, что такое "чёрное золото", чем опасны такие, как "тот, кто раньше с нею был" и почему жирафу видней.
Хочу ещё сказать про песню, которая, для меня, открылась в исполнении не Высоцкого. Она написана от женского лица и сначала была известна в исполнении Марины Влади, жены Высоцкого. Я же с огромным удивлением, прослушав её уже миллион раз, обнаружила, что она не исконно пугачёвская, в чьём альбоме 1982-го года и обретается. Это песня "Беда" или "Я несла свою беду". Я не знаю, как мужчина написал эту песню, не знаю, как он почувствовал всё это, она женская абсолютно, насквозь. Правда до конца её понять получится далеко не с первого раза. Что за Беда ухмылялась рядом с ним в седле, я сама не так давно поняла.
Из той же серии "Корабли". Почему возвращаются все, кроме тех, кто нужней? Почему самые близкие и преданные так часто сжигают свои корабли, на которых ещё можно вернуться назад?
Высоцкий не решил эту проблему и не ответил на этот вопрос. Но с этими песнями, почему-то, в таких ситуациях становится легче.
Музыка Высоцкого, голос Высоцкого живёт. Несмотря на то, что прошло 38 лет. Поэтому закончить я хочу не его голосом, а другими. Не секрет, что перепевают Высоцкого часто, скачут на его могиле, превращают его память в балаган, не гнушается этим даже его сын, снимающий пасквили. Но, тем не менее, есть голоса, которые бережно относятся к его наследию. Поэтому в заключении три песни: Градский, у которого страх отсутствует, как явление, еще в советское время написавший посвящение Высоцкому; та самая "Беда" Пугачёвой и участник украинского "Голоса" Арсен Мирзоян. В обход всех "метров", которые тщатся вырвать из себя нерв, хоть издали напоминающий то, что выдирал из себя сам Высоцкий. Он не копирует, он поёт по-своему. В отличие от остальных клоунов.
Чуть позже после публикации вставила ещё один кавер. Ребята из "Голоса" молодцы.








Апд. Если у вас есть капля уважения к этому человеку и его памяти, не смотрите "Спасибо, что живой". Наркотики и куча баб не единственное, что составляло его жизнь, как пытается нас убедить его сын. Он был Поэтом и Человеком. Мне кажется, что это главнее.
И ещё. Посмотрела "Свою колею-2018". Это жопа полный ужас. Майданов, Куценко, Валерия, Маршал Мракобесы.

З.Ы. Я не знаю, осилишь ли ты до постскриптума пост не о "своей музыке". Вряд ли. Но если осилишь, тебе надо знать, что корабли, хоть и долго стоят, но потом ложатся на курс и возвращаются, даже сквозь непогоды. Я тоже вернусь, не через полгода и не для того, чтобы снова уйти на полгода.
Tags: #любимыемужчины, кино, музыка
Subscribe
promo goodpeople january 23, 11:15 8
Buy for 40 tokens
Сообщество "Хорошие Люди" существует для общения и поддержки друг друга. У нас собирается много творческих и талантливых людей. Здесь мы можем показать друг другу свои проекты, обсудить и покритиковать их, и обеспечить им дополнительное внимание потенциальных заказчиков - в уже сложившейся…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 39 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →