tata_aistova (tata_aistova) wrote in goodpeople,
tata_aistova
tata_aistova
goodpeople

Топ-100 крутых советских актёров. Часть 7.

Всё больше убеждаюсь в том, что кинематограф -это волшебство. И может в полной мере работать зеркалом истории. Где ещё, как не в фильмах мы можем отлично рассмотреть исторические реалии разного времени. Советское кино - отличный пример тому. Отражаются исторические процессы, культура, мода, общественные настроения, какие-то мелочи присущие тому ли иному периоду. Это же магия. И эти лица... Есть совершенно обыденные, есть абсолютно необычные, а есть вообще невероятные. Не устану признаваться в любви старому кино, никогда не устану.
Продолжим с 54 строчки, на ней у нас

Михаил Пуговкин


Детство Пуговкина было нелёгким. Удалось окончить только три класса школы, а когда Михаилу было 13 и его семья из Костромской области переехала в Москву, устроился на завод. После работы посещал драматический кружок в клубе имени Каляева. После одного из спектаклей драмкружка Пуговкина заметил заслуженный деятель искусств РСФСР режиссёр Ф. Н. Каверин, который возглавлял тогда Московский драматический театр, и пригласил его в профессиональный театр. Так, с 16 лет, Михаил Пуговкин попал в Московский драматический театр на Сретенке, где работал с 1939 по 1941 год артистом вспомогательного состава. В 1940 году семнадцатилетнего Пуговкина заметил известный кинорежиссёр Григорий Рошаль и пригласил сняться в картине «Дело Артамоновых». Это был дебют Пуговкина в кино: ему досталась крошечная роль купца Степаши Барского, который пытается уделать главгероя на свадьбе, устроив танцевальный баттл.
Съёмка этого эпизода закончилась 22 июня 1941 года, в первый день войны. А через два дня Михаил Пуговкин ушёл добровольцем на фронт. Служил в 1147-м стрелковом полку разведчиком. В октябре 1942 года был тяжело ранен в ногу под Ворошиловградом. Ранение оказалось серьёзным, началась гангрена, но ногу удалось спасти. После госпиталя Пуговкин был комиссован с военной службы. Награждён орденом Отечественной войны II степени.
На его счету порядка 100 фильмов. И мне кажется, каждый нет-нет да и вспомнит какую-нибудь его роль. Он появлялся в популярнейших фильмах, которые потом стали золотым фондом страны. Карп Савельич вы негодяй в "Иван Васильевич меняет профессию", отец Фёдор в "12 стульях", Сан Саныч Мурашко в "Спортлото-82", комендант в "Девчатах", который "Зря сидите! Жилплощади в этом году не будет!". Что примечательно, в его фильмографии очень немного драматических фильмов, преобладают комедийные. Один из них я насоветую - это "Дело пёстрых" по роману Адамова. Там Пуговкин играет абсолютно отрицательную роль - вора Сафрона. Это редкость, несмотря на то, что всяких мерзких типов он переиграл кучу. Но все эти мерзкие типы - смешные и пародийные. А ещё он переиграл кучу разномастных Царей. Признаюсь, для меня большинство советских сказок - на одно лицо. Но есть одна, которая выделяется: "На златом крыльце сидели". Необычная она, если не видели - посмотрите.

53. Валерий Золотухин


Смотрю я на список людей, про которых хочу рассказать в этом посте и вижу, как пост уходит в бесконечность. Как-то неспециально подобрались такие люди в этой десятке, что таки, мама, ой. Ну вот Золотухин. Как тут уложиться в короткий абзац? Никак.
В кино дебютировал в 1965 году с фильма "Пакет". Но популярность пришла чуть позже, после ролей в фильмах "Хозяин тайги" и "Бумбараш". Дальше его карьера развивалась бешено. Будучи крайне занятым актёром Театра на Таганке, он успевал много играть в кино. Причём, надо сказать, что Золотухин - один из тех советских актёров, кто не притормозил свою фильмографию и в Новой России, снимаясь едва ли не активнее, чем во время СССР. Не всегда, правда, разбирался, в чём он снимается, но тем не менее.
Ещё в 1967 году, вместе со своим другом Владимиром Высоцким сыграл в фильме "Интервенция", который был положен на полку моментально и вышел только в 1987 году. Не очень понравилась комитетчикам история про революцию, где Высоцкий про деревянные костюмы поёт. Но фильм, для своего времени, поистине революционный.
ПОмимо изумительных актёрских данных, Золотухин обладал ещё и отличным певческим талантом. Часто пел в своих фильмах, а иногда даже и не в своих. Например в "Иван Василиче" в кадре он не появляется, но именно его голосом поёт Милославский-Куравлёв. А в 1974 году Золотухин даже попал на фестиваль "Песня года" с очаровательной песенкой "А я в ответ на твой обман" (пруф тут: https://www.youtube.com/watch?v=kva4wgNcqy4).
В зрелом возрасте у него преобладали отрицательные роли. Ну вот, например, не очень я люблю "Ночной дозор", но какой колоритный там вампир-Золотухин! Огонь же. А вот в "Участке", например, прямо противоположный образ - старик Хали-гали. Помню,как моя неокрепшая психика в 2003 году была порушена в хлам, после просмотра последней серии. Трогательно было и слезоразливно. Ну и Безруков, хороняка талантливая, масла в огонь подлил.
В этом рассказе я, наверно, посоветую не фильмы смотреть, а песни послушать. Слишком хороший был голос.

52. Николай Ерёменко


Это Ерёменко-младший, хотя имеется ещё и старший, тоже Николай и тоже актёр. Но этот Николай, несомненно, известен публике больше. Фильмов у него, в советское время, не так, чтоб очень уж много, зато имеется самый кассовый в истории советского кинематографа - "Пираты ХХ века". Признаться, я его смотрела уже в сознательном возрасте и уже будучи беспросветно влюблённой в Ерёменко, со времён "31 июня". Есть такие, кто эти два хита не видел? Если есть - смотрите немедленно. "Пираты" - это такой себе приличный боевик, с голыми телесами Ерёменко, брутальнейшим капитаном Вельяминовым, таким плохим, злым, но таким горяченьким Нигматулиным. Его в моём топе не будет, но о нём два слова. Этот тот случай, когда реальность страшнее любых фильмов. В жизни Нигматулин был очень мягким и бесконфликтным человеком. Поэтому когда его занесло в секту Абая Борубаева, выбраться вариантов, наверное, не было.
С "31 июня" тоже связана драма. Почти сразу после выхода выхода фильма, его запретили. Причиной тому - балетный танцовщик Александр Годунов, сыгравший в этом фильме Лемисона. Во время гастролей в Нью-Йорке он схватил ярость и попросил политического убежища. С ним в Америке была его жена, Людмила Власова, игравшая в "31 июня" леди Нинет. Она в Америке не осталась и решила вернуться в Союз, несмотря на то, что это решение тяжело ей далось. Больше супруги не виделись. А чуть позже запрет настиг и музыку из фильма, в частности песню "Мир без любимого". Случилось это после отъезда на Запад режиссёра Театра на Таганке Юрия Любимова. Кому-то из чиновников почудился намёк на него в этой песне.
Из более поздних работ Ерёменко - "Я объявляю вам войну" и "Подари мне лунный свет" - внезапно качественные фильмы 1990-х.

51. Александр Демьяненко.


Тот случай, когда актёр стал жертвой одного образа. Большинство людей планеты, при упоминании имени Демьяненко вспомнит Шурика и не вспомнит ни одной другой его работы. А между тем, до этого треклятого собирателя фольклора было уже 17 (!) работ в кино молодого актёра! Отличный пример - "Карьера Димы Горина", где одним из партнёров Демьяненко был молодой Высоцкий. Чудесный фильм про сотрудника кассы Диму Горина, который облажался и выдал работнику-вахтовику втрое большую сумму, чем надо было. В связи с этим, тепличному растению Горину приходится пилить на Север, где работает "жертва" его ошибки. Поначалу столичный хипстер Дима кажется абсолютно чужеродным телом среди суровых мужиков и бой-баб, в одну из которых он и влюбляется.
Также, в его фильмографии есть фильм "Возвращённая музыка". Я на него наткнулась абсолютно случайно, когда писала диплом на 4 курсе. В нём девочка-музыковед шарится по Петербургу и ищет посеянные раздолбаем-композитором партитуры. Красивый Питер, чудесные актёры.
Ну и так как Шурик, будь он неладен, практически, пустил по звезде кинокарьеру Демьяненко, актёру пришлось перепрофилировать свой талант и он стал мастером дубляжа. Его голосом говорил Донатас Банионис, а также зарубежные актёры Омар Шариф, Жан-Поль Бельмондо, Уго Тоньяцци, Роберт Де Ниро, Стив Бушеми, Джон Войт и многие другие.
Апд. В моём любимом Краснодаре, на центральной улице стоит памятник Шурику и Лиде. Почему именно там - шут его знает. Но он симпатичный.

50. Борис Быстров


Тоже заложник одной роли. В первую очередь, Быстров известен, конечно, как Аладдин из "Волшебной лампы Аладдина". После выхода этого фильма, девчонки возлюбили его так, как умеют только советские дамы, которые фотографии любимых актёров разве что под грудью не носили. Тем более, что киноролей у него совсем немного. Можно отметить "Удар! Ещё удар!", где он сыграл Стародуба.
Зато его голос известен ну практически любому. Именно этот стройный загорелый красавчик через тридцать с лишним лет и станет голосом одного лысого толстячка по имени Гомер Симпсон. Сейчас Быстров и внешне больше похож на Гомера, чем на арабского красавчика. Надо сказать, что в российском дубляже действует семейный подряд. Жена Быстрова,Ирина Савина, дублирует в "Симпсонах" женские и детские голоса, а сын Николай стал русским голосом Гарри Поттера, озвучив Дэниела Рэдклиффа в семи фильмах "поттерианы" из восьми.
Мастерство дублирования Бориса Быстрова можно заценить даже просто по списку всего того, что он озвучил: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%8B%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2,_%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81_%D0%95%D0%B2%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

49. Олег Даль.


Ещё одна трагичная судьба. Олег Даль был очень разноплановым актёром, способным создать кардинально разные образы на экране, хотя и оставался всегда театральным актёром. Одна из самых заметных и любимых зрителем его картин - "Тень" по пьесе Шварца, где он сыграл Учёного и его тень. Но "Тень", "Старую, старую сказку" и "Короля Лира" все знают, а я хочу посоветовать премилый фильм "Первый троллейбус", про водителя, собственно, троллейбуса Свету. Весь город утром ездит на работу этим троллейбусом, все знают Свету, но эти жестокие родителя третируют троллейбусную царицу, настаивая на поступлении в университет (вот же нелюди). Но Свете слишком близка её рабочая профессия.
Актёрский состав там - уфф. Помимо Даля есть и Демьяненко, и Дорошина (кстати, первая жена Даля, с которой они были женаты чуть ли не две-три недели), Кононов, Грибов, Вицин - куча узнаваемых лиц.
Олег Даль умер в неполные 40 лет, в 1981 году. Версия вдовы - остановка сердца, хотя и бытует другая: несмотря на вшитую капсулу, с которой прибухивать немного вредно, Даль заглядывал-таки в стакан, что и привело к печальному финалу. А актёр был чудесный.

48. Олег Видов


Снова актёр с очень нетипичной, несоветской внешностью. Сразу заметно, что с таким лицом работяг-сталеваров не поиграешь. В кино Видов появился в 1960-е и в 1964 сыграл в первой советской версии "Обыкновенного чуда" (да-да, их две). Он сыграл ту роль, которую потом играл Александр Абдулов - Медведя. В 1966 стал князем Гвидоном в отличной экранизации "Сказки о царе Салтане". До того, как он стал очередной любовью непостоянных советских женщин случилось еще несколько довольно проходных фильмов и эпизодическая, но запоминающаяся роль в "Джентльменах удачи" - милиционер с каменным лицом, на котором за весь фильм не отразилось ни одной эмоции.
А в 1973 году случился он - "Всадник без головы". Мне кажется, у многих женщин при упоминании этого фильма до сих пор автоматически начинают работать слюнные и слёзные железы. Как же прекрасен каменнолицый Видов в роли Мориса Джеральда! Вот как будто он родился на лошади и где-то там в Техасе.
В 1974 был еще один фильм, подогревший любовь зрителя к Видову - "Москва, любовь моя". История любви японской балерины Юрико и московского скульптора Володи заставляла рыдать и идти в кино снова и снова. [спойлер, почему рыдали.]Хиросима же.
В 1983 выпилился из СССР. Способ нашёл хитрожопый интересный - женился на гражданке Югославии и получил визу на 72 дня. За них всё и успел. В 1985 встретил другую даму и с ней эмигрировал в США, где снялся в "Дикой орхидее" с Микки Рурком.
Очень благородно состарился и прилично выглядел до последнего дня. Ушёл совсем недавно, в мае 2017 года.

47. Олег Ефремов.


Как говорить про Ефремова я даже не знаю. Вот хватаюсь за разные мысли, пытаюсь собрать их в текст, а не получается, не знаю, за что схватиться.
Начну, наверное, с того что Олег Николаевич всегда был, в первую очередь, театральным актёром. Широко известна история с разделом МХАТа, я её здесь повторять не буду, я о кино. Но театральный гений Ефремова всегда нехило помогал ему при работе в кино.
Сниматься Ефремов начал с 1955 года, успел сыграть Дзержинского в "Рассказах о Ленине", переиграть кучу эпизодов и не попадать даже в титры. Но по-настоящему популярен он стал в 1960-е, в которые случились три фильма, о которых невозможно промолчать, когда говоришь о Ефремове.
Первый: Берегись автомобиля" Эльдара Рязанова. Один из двух центральных образов, наравне с Деточкиным Смоктуновского, следователя Максима Подберёзовикова и создал Ефремов.
Второй. Нет даже так: вторые два: "Три тополя на Плющихе" Лиозновой и "Ещё раз про любовь" Натансона. В отличие от комедии Рязанова, это глубоко драматичные фильмы. "Тополя" я посмотрела уже в сознательном возрасте и, когда героиня Дорониной мечется по квартире, не зная выйти ей к машине Ефремова или остаться, я металась едва ли не так же. Ну невозможно! Ну выйди ты уже, блин, дёрни эту грёбаную ручку! А невероятно тонкий Ефремов с какими-то грустнейшими глазами сидел и ждал, сидел и ждал. [спойлер]Так и не вышла.
И "Ещё раз про любовь". Для меня это вообще особенный фильм. Я его смотрела в юном возрасте, а там как раз случилась первая любовь (драматичная, конечно, взаимная первая любовь только у читеров бывает) и успела настрадать так, что хоть экспортируй. У Ефремова там роль не центральная, но как же он, чёрт возьми, влюблён в эту стюардессу! А Доронина там такая, что ну невозможно опять! Абсолютно несоветская девушка. И эта её манера речи, и вся она - уф. Это, в общем, если не смотрели, то надо.
Помимо фильмов, Олег Николаевич отличился произведённым на свет Михаилом Олеговичем. Талант Михаила Олеговича, надо сказать широк и мог бы, наверное, приблизиться к отцовскому. Ему бы разборчивости в своих работах.

46. Сергей Иванов


Знаменитый Кузнечик из "В бой идут одни "старики". Жизнь его, к сожалению, оказалась недолгой, однако сняться Иванов успел во множестве фильмов. Если опустить роль Кузнечика, то хотелось бы вспомнить два фильма, которые, мне кажется, тоже стали яркими и и заметными.
В 1975 году вышел чудесный музыкальный фильм "Ар-хи-ме-ды!". В нём рассказывается о советском ВИА, который выиграл конкурс самодеятельных ансамблей и теперь имеет нефиговый такой шанс пробиться на эстраду. ПРоблема в том, что барабанщик Алёша Метелкин (как раз-таки Иванов) работает на заводе. и что ему важнее - непонятно. В этом фильме замечательные песни, да и вообще атмосфера милая. Ну и "Дни Турбиных", где Иванов сыграл трогательного и нелепого Лариосика. Во всех своих фильмах Иванов как-то умудрялся создавать образы, в которые не поверить было невозможно, даже если это был токарь-барабанщик. Такие дела.
Tags: #любимыемужчины, кино
Subscribe
promo goodpeople январь 23, 11:15 8
Buy for 40 tokens
Сообщество "Хорошие Люди" существует для общения и поддержки друг друга. У нас собирается много творческих и талантливых людей. Здесь мы можем показать друг другу свои проекты, обсудить и покритиковать их, и обеспечить им дополнительное внимание потенциальных заказчиков - в уже сложившейся…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments