Таня Каренина (tanya_karenina) wrote in goodpeople,
Таня Каренина
tanya_karenina
goodpeople

Художник Виктор Фёдоров: "Входить буравчиком в заранее исследованное пространство"


"Жизнь замечательного блогера": Интервью с красноярским художником и блогером viktorfeds
Часть 1.
С работами Виктора мы познакомились недавно, вот здесь: Художники - от слова "чудо".
По горячим следам у нас получилось обширное интервью, к которому Витя сделал замечательный коллаж-иллюстрацию.
Обычно я пишу к интервью вводную часть о герое - но Виктор более чем подробно рассказал о себе сам. Если честно, мне было так интересно, что я постоянно влезала в текст со своими ремарками.

В момент постановки ЖЖ отказался ставить такой большой текст, и я разбила его на 2 части. Увы!



Таня Каренина:
Виктор, первый вопрос: ты из Красноярска, а родился в августе. Я тоже родилась в августе, и зиму терпеть не могу. Но, раз ты продолжаешь жить в этом прекрасном, но холодном городе, значит, тебе это нравится. Как думаешь, влияет ли климат на художника? А что ещё влияет?


Виктор Федоров:
Климат (назовем это географией) на художника влияет точно! Сам я прижился, пустил корни в Сибирь. Мне все тут нравится, все устраивает, мне тут хорошо. Много где был в краю своем. И в целом по России поездил. Во всех российских столицах (Москва, Питер, Сочи) был не раз. За рубежом тоже был не раз. В нескольких теплых странах - был.
Люблю свой край!
Эта фраза еще и на основе сравнения у меня, получается. Лето нравится мне больше, чем зима. Но зимой есть горные лыжи, моя слабость. А в Красноярске, в черте города, - несколько горнолыжных комплексов! Судя по всему, Универсиада 2019 года сделает эти комплексы еще лучше - и зима у меня сравняется с летом. В-о-о-о-т! Горные лыжи, получается, тоже влияют на художника:) У меня, уже, в планах есть несколько композиций, которые будут посвящены этому делу.


viktorfeds. Горнолыжные наброски. Маркеры.

Еще возраст сильно влияет на художника.
Влюбленность (М-Ж) влияет: у П. Пикассо не было бы его удивительного "розового" периода в живописи, если бы он не влюбился в Фернанду Оливье. У К. Моне не было бы всех этих замечательных дам с зонтиками, если бы не его Камилла. У О. Ренуара - не было бы его изумительных барышень, включая эту его девушку-цыганку.


О. Ренуар. Лето (Девушка-цыганка)

Таких примеров масса: влюбился художник, и кисть заиграла! Практически в каждой биографии из числа известных и малоизвестных живописцев это встречается.
То, какие художники есть и были до тебя - влияет.
Писатели - влияют. В свое время Марсель Дюшан, со свойственной ему незаурядностью, где-то проронил: "Художники не влияли на меня, а влияли писатели". Есть что-то в этом - влияние писателей… Когда работал над "Поедание арбуза. Анапа. Высокий берег" - читал хокку. Теперь вот начал сбор материалов для написания картины "Пастушки" и вооружился несколькими томиками братьев Стругацких + буду обязательно перечитывать "Песнь о Гайавате" Г. Лонгфелло в этом шикарном переводе И.А. Бунина - там есть нужные мне описания природы, необходимый словесный ритм; о, - вот! - поэты тоже влияют!
Таким образом: география, горные лыжи:), твой возраст, влюбленность, то, какие художники есть и были до тебя, писатели и поэты - это, наверное, влияет на художника, а все остальное влияет на художника не так уже сильно, скорее всего.

ТК: Тяга изображать людей и предметы - какого рода: себя проявить или другим показать? От чего больше кайфа: выплеснуть на кого-то или поделиться собой?

ВФ: Тяга изображать людей и предметы - это желание открывать что-то как для самого себя, так и для других. Открывать посредством привычных читабельных картинок.

Есть определенное количество человек, которые читают мой ЖЖ. Не хочу делать загадок для них, поэтому на моих полотнах - люди и вполне узнаваемые предметы, поэтому же прилагаю и словесное описание, что к чему на том или ином моем полотне. Едва ли когда-либо я серьезно уйду в абстракцию или в иное трудночитабельное ИЗО-пространство, хотя некий сюр - мне близок.
Но я не из тех, кто любит говорить загадками. Есть художники, у которых это получается - это их путь, по-своему интересный, но это не мой путь.
Единственные непонятные странности, которые могут присутствовать на моих картинах, и которые едва ли буду растолковывать - это приветы. Так, есть определенные знаки, которыми могу передавать некоторым людям приветы: ГиГа/GiGa, 88, 11, 0403, изображение короны, 0812, надпись "ИБИСКУС", надпись "Ayrton" и др. - эти знаки, по большому счету, никому не понятны - за исключением меня и того человека, кому адресован привет. Это игра такая. Причем, когда я маркирую работы, я не всегда уверен, что мой привет будет замечен адресатом, отправляю, как в космос - на авось, эдакая золотая пластинка "Вояджера".
Вот, Таня, думаю, может в какую-нибудь композицию волью Брюса Ли в желтом костюмчике, чтоб передать привет именно тебе:) На моей картине, если вкраплю его, - он не будет нести никакой смысловой нагрузки, а будет служить приветом исключительно для тебя!

(Спасибо, Витя, теперь придется следить за твоим творчеством не в два, а прямо в четыре глаза! – ТК)

Для Лилу тоже надо придумать привет (надо обсудить с ней, что это может быть: цифры, буквы, знаки). А касательно нас с тобой - Брюс Ли подойдет же, Тань?
(не знаю, почему именно Брюс – но совсем не против, пусть! И заодно тоже передам блог-привет автономному блогу Лилу – ТК)
Что касается кайфа. Процесс погружения - кайф. Погружаться во все это, выдавливать из тюбиков краски, обонять все эти ароматы, которыми богата масляная живопись. Малевать. Слагать цвета. Тормозить. Месить палитру. Пить кофе. Думать. Комбинировать. Подгонять. Думать. Угадывать. Ошибаться. Чувствовать. Молчать. Открываться.
Еще есть кайф и от реакции, от того, когда что-то интересное происходит, вращающееся около того или стартующее от того, что ты изобразил. Вот как с этим "Поеданием арбуза": нарисовал, а тут раз - интервью - классно, кайф!


viktorfeds "Поедание арбуза. Анапа. Высокий берег"

С портретами, помню, тоже интересно получалось: выполнил один, и, - оп, - нити какие-то новые социальные/людские начали образовываться в результате этого - нечто захватывающее, особенно поначалу!

ТК: Мне очень интересно: изобразительное искусство - это некий интер-язык, точней, его визуализированная замена. При этом визуализация может передать чувства художника - но зависит от трактовки. Например, человек, который не читал и не слышал о Стендале, вряд ли найдет что-то драматичное в арбузе. Что скажешь? Тебе важно, чтобы тебя поняли точно - именно так, как ты хотел? Или чем больше вариантов трактовки, тем интересней?

ВФ: Если мы сейчас остановимся только на живописи и определим интерязык как некий универсальный язык, доступный для понимания без длительного освоения, то, на мой взгляд, интерязыковая характеристика живописи может быть уместной лишь в случае некоторых картин, которые преимущественно написаны на экспрессивном языке. Экспрессия - это же такая вещь, - вполне универсальная. Скажем, я выезжаю, например, на восточный рынок у себя, вижу людей разных культур, разных наций. Когда кто-то из них коммуницирует между собой на их коренном языке - мне не понятно, о чем/о ком они говорят, но по тому, как они говорят, - довольно легко же прочитывается - конфликтуют ли они, или шутят между собой, или подкалывают друг друга, или обмениваются знаками внимания/привязанности/заботы и др.

Возьмем, к примеру, картину Э. Мунка "Расставание":



Не каждому известно, кто изображен на этой картине. Но, думаю, в современном мире, каждый молодой и взрослый человек, какой бы ни была его культурная принадлежность, - примерно одинаково поймет, о чем эта картина, и, пожалуй, разночтений тут не возникнет, по большому счету. В таких вот нечастых случаях, - да, можно говорить о присутствии своеобразного интерязыкового эффекта в живописи.

Но возьмем, к примеру, жанровую композицию, допустим, полотно В.И. Сурикова "Боярыня Морозова".



Тут же - довольно длинная и информативная речь. Обращаясь к нашей аналогии "ИЗО как некий язык", позволю себе сказать, что, если нам взять и преобразовать в книги это прекрасное полотно великого мастера, то получится приличная полочка, где будут тома по истории России, по биографии Морозовой, что-то, по всей видимости, по истории русской православной церкви, что-то из ортодоксальной богословской мысли, что-то из старообрядческих текстов (тот же протопоп Аввакум), несколько книжек по истории русских национальных костюмов и другое.

(Интересно, что Виктор приводит в интервью пример «Боярыни Морозовой» - эта картина, вместе с «Княжной Таракановой», наверное, действительно, своим подтекстом цепляет целый историческо-культурный слой. Во всяком случае, у меня в голове в качестве иллюстраций «тех» времен часто всплывают именно эти две картины. - ТК).

Зритель, не прикасавшийся к такой книжной полочке, я убежден, обречен на то, чтобы не понять язык автора. Хотя, он, зритель, может как-то по-своему проникнуться картиной, что само по себе уже замечательно. И тут хочется подвести к такому моменту, что живопись - это текст! И на живопись распространяется это текстуальное клише, что книга (картина) пишется дважды: тем, кто пишет, и тем, кто читает/смотрит. От этого едва ли можно уйти, да и едва ли нужно.

(Наверное, в этих зашитых внутрь смыслах и кроется глубина работ художника – подумала я внезапно. Спасибо, Витя, что вложил мне в голову эту мысль! – ТК)

Стендаля я не читал. В моем арбузе нет ничего драматичного.
Таня, понимаешь, в этой моей картине "Поедание арбуза…", арбуз - это некий клей. То есть, это такая, отчасти технарская картина: у меня есть желание показать некую людскую безмятежность, мир, собранность, цельность, баланс; и в реальном мире людей все эти вещи - в той или иной мере - присутствуют, когда люди, по-доброму, вместе, заняты чем-то, когда их что-то склеивает.

Но это очень здорово, что, например, зритель, который посмотрит на эту мою картину, увидит иное. И прекрасно, если это увиденное им свое, - то, что мною никак и не подразумевалось, вдруг, - наведет зрителя на какую-то положительную/дельную мысль! Хотя, конечно, может быть и наоборот. "Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется"…

Но мне важно, чтобы меня поняли точно.
И в этом плане для меня значимо слово Джозефа Кошута: "Ваша обязанность как художника - это вкладывать в работы смысл и отстаивать эти смыслы".
И я описываю в ЖЖ свои работы - отстаиваю смыслы, которые вкладываю.
Но внутри - мне приятно, когда возникают трактовки. Это делает лишь только более красочным мое интеллектуальное отвлечение/развлечение под названием рисунок-живопись-композиция (РЖК).

ТК: Поскольку я сама в детстве училась-недоучилась у художника, рисование для меня - область, где осталось больше вопросов, чем ответов. Например, в силу того, что я в этом смысле не состоялась, со знакомыми художниками я всегда обращаюсь бережно как с вазами, и ненавижу вопрос: "Что вы хотели сказать этой картиной?". А как обращаются с тобой (с твоим творчеством) близкие люди? Бывают ли неприятные оценки, и как ты на них реагируешь?

ВФ: Человек - чуткое создание. И окружающие меня люди - по большей части все, - они чувствуют, что для меня живопись - это мое несерьезное отвлечение, потеха (хотя сам к этому пониманию пришел только недавно). И они, люди, которые чувствуют за мной это дело, реагируют как-то поговорочно: "чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало". По этой причине, видимо, никто, собственно, не подкалывает, мало кто дает советы, а критикуют, как правило, те, кто не знает, что я беру кисть, чтобы отвлечься от типичных ежедневных задач.

Мнение моего отца важно для меня (он инженер и технарски-дельно может посоветовать что-то по части композиции). Мнение жены важно (она прекрасно, глубоко, от природы, чувствует цвета). И мнение моих детей важно, они еще мультяшно-комиксно размышляют о картинках. И по моей ребятне всегда можно сверить сюжет картинки: "Как вы думаете, кто это? А где они? А что эти люди делают?"

Если обозначенное "жюри" выдает неприятные и неожиданные для меня оценки, то, как правило, всегда что-то поправляю, но никогда не огорчаюсь. То есть, моя реакция в том, что делаю поправку. Реакция со стороны чувств невыраженная у меня.

Примечательно, в ходе написания "Поедания арбуза...", жена спрашивала меня прямо: "Что ты хочешь сказать этой картиной?". И я ей что-то излагал из того, что потом прописал в своей ЖЖ-записи № 198. Меня никак не задевает постановка такого вопроса (независимо от того, кто его задает). Мне нравится описывать свои картины...

Окончание интервью - в следующем посте
Tags: Виктор Федоров, ЖЗБ, Жизнь замечательного блогера, жизнь замечательного блогера, интервью
Subscribe
promo goodpeople september 16, 19:21 4
Buy for 100 tokens
Чтобы было как можно удобней общаться, мы упростили правила "Хороших Людей" до самого минимума. Но он - обязательный. Первый и главный вопрос: "Почему это вы называете себя "Хорошие Люди"? С какой стати - слишком положительные, что ли?" Ответ: Мы сделали площадку, на которой, предположительно…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments