Иван (ivan_kolobov) wrote in goodpeople,
Иван
ivan_kolobov
goodpeople

Не тот формат.

Время от времени, появляясь на подобных концертах меня спрашивают куда я пропал, почему редко появляюсь.
Ну во-первых работа, другие планы, путешествия, много чего ещё разного. . Но ведь не даром говорят: кто хочет, ищет возможности, кто не хочет,ищет причины, ну или как-то так. Я начинаю понимать наверное только сейчас, что есть ещё одно объяснение этому. Сразу это пояснять долго, да и, не факт, что это многим нужно, хотя у каждого может быть своё мнение.
Ну а с вами, дорогие мои, пока есть время, поделюсь.
С 2008-го года, началась моя новая жизнь, в смысле новый её этап.


Именно в 2008-ом году я впервые попал на фестиваль авторской или, как её ещё называют, бардовской песни.
Поначалу всё нравилось, были новые знакомства, новые песни, новые места, всё было интересно и познавательно. Я всегда выступал в качестве исполнителя. Пока, думается мне, автора из меня не получится, да и я не горю желанием. Понятие авторская или бардовская песня везде довольно расплывчатое. Каждый понимает это по-своему.
Посмотрим, что же пишут в общих массах.

Авторская песня, или бардовская музыка — песенный жанр, возникший в середине XX века в разных странах. Его отличительными особенностями являются совмещение в одном лице автора музыки, текста и исполнителя, гитарное сопровождение, приоритет значимости текста перед музыкой. Предшественниками авторской песни можно считать городской романс и песенные миниатюры Александра Вертинского.
Поначалу основу жанра составляли студенческие и туристские песни, отличавшиеся от «официальных» (распространявшихся по государственным каналам) доминирующей личностной интонацией; а также живым и неформальным подходом к теме. Отдельные произведения жанра появились ещё в 1930-х годах (сочинённые Павлом Коганом и Г. Лепским романтические песни, самой известной из которых стала «Бригантина», а также ранние песни М. Анчарова). В довоенной Москве стали популярны песни геолога Николая Власова (1914—1957), положившего начало туристической песне: «Студенческая прощальная» («Ты уедешь к северным оленям, в дальний Туркестан уеду я…») и др. Особая судьба сложилась у песен Евгения Аграновича, который начал их сочинять с 1938 года.
Песни этого поколения были малоотличимы от звучавших по официальным каналам и часто писались перетекстовкой уже известной мелодии: например, классикой туристской и авторской песни считается «Баксанская» — песня, написанная воинами-альпинистами зимой 1943 года на мелодию известного танго Б. Терентьева «Пусть дни проходят». Но совершенно также написаны:
всенародно известная песня «Синий платочек» (первый вариант текста, написанный профессиональным композитором, вскоре сменился «народным», который и разошёлся по всей стране);
символ блокадного Ленинграда «Волховская застольная» (на мелодию песни «Наш тост»).
Чаще всего (хотя и не всегда) исполнители песен жанра «авторская песня» являются одновременно авторами и стихов, и музыки.
В начале 1950-х мощный пласт авторских песен появился в студенческой среде — в частности, на биологическом факультете МГУ (известнейшими авторами этой плеяды стали Ген Шангин-Березовский, Д. Сухарев, Л. Розанова) и в Педагогическом институте им. Ленина (Ю. Визбор, Юлий Ким, Ада Якушева).
Широкую популярность приобрела авторская песня в середине 1950-х, с появлением магнитофона. В это время начали систематически сочинять песни: Юрий Визбор, Булат Окуджава, Александр Дулов, Новелла Матвеева,
Поздне, в 1960-х — 80-х, классиками жанра стали: Владимир Высоцкий, Александр Галич, Юрий Кукин, Александр Городницкий, Вилли Токарев, Алаександр Новиков, Вероника Долина, Олег Митяев, Виктор Берковский, Сергей Никитин, Александр Дольский, Евгений Клячкин, Вадим Егоров, Владимир Туриянский, Арон Крупп, Александр Мирзаян, Владимир Бережков, Вера Матвеева, Виктор Луферов, Александр Ткачёв, Пётр Старчик, Александр Суханов, Владимир Ланцберг,
Леонид Семаков.
В 80-х и 90-х к ним добавились: Михаил Щербаков, Любовь Захарченко, творческий дуэт Алексея Иващенко и Георгия Васильева («Иваси»). Александр Розенбаум
Песни собственного сочинения, в том числе и всенародно известные, писали и «чистые» поэты — например:
Валентин Берестов;
Глеб Горбовский («Когда качаются фонарики ночные…», «У павильона „Пиво-воды”…»);
Вик. Соснора («Летел Литейный в сторону вокзала…»).
Авторская песня была одной из форм самовыражения «шестидесятников».
В её развитии можно выделить несколько этапов.
1. Романтический этап, лидером которого стал Б. Окуджава, продолжался примерно до середины 1960-х годов. Главной сферой реализации романтического начала была «песня странствий» с центральными для неё образами дружбы (друга) и дороги как «линии жизни» — пути в неизведанное и пути к самопознанию. На этом этапе авторская песня практически не выходила за пределы породившей её среды, распространяясь «от компании к компании» изустно или в магнитофонных записях. Публично она исполнялась крайне редко и, опять-таки, почти исключительно «в своем кругу» — в самодеятельных студенческих «обозрениях», «капустниках» творческой интеллигенции и т. п., а также на туристических слётах, которые постепенно превратились в фестивали авторской песни. На этом этапе власти почти не обращали на авторскую песню внимания, считая безобидным проявлением самодеятельного творчества, элементом интеллигентского быта.
Всё вот это, можно конечно писать и дальше, но всё-таки со временем стало появляться много но...
Помимо фестивалей так же стали появляться и развиваться и клубы авторской, или самодеятельной песни. КСП.
И если авторскую песню ещё можно подогнать под какое-то определение, то вот понятие самодеятельная песня объяснить сложно. На вопрос что же такое КСП или клуб самодеятельной песни есть множество вариантов ответов, мнений.
Конечно самым простым является вариант, когда собираются люди близкие по направлению, духу, жанру в одном месте и пишут песни. Но это не совсем так, потому что клубы участвуют в организациях различных фестивалей авторской песни, плюс поют песни других авторов, в общем они тесно связаны с бардами но это не говорит о том, что именно в клубах рождаются каждый раз новые песни.
Давайте теперь посмотрим всё-таки глубже понятие авторская песня. Если разобраться, то под это понятие можно взять любую песню, потому что у каждой песни есть автор. Конечно есть варианты, когда кто-то порой пишет музыку, и на неё другой человек пишет слова, кто-то пишет слова, а другой музыку, но есть ведь те люди, которые пишут и слова и музыку, и тогда любая песня становится авторской. Но нет. Впервые с расхождением в этом вопросе я столкнулся на первом своём фестивале, когда хотел спеть песню Сергея Трофимова, более известного как Трофим, но мне сказали, что нет, потому что выяснилось, что те песни, которые пишет Трофим - это не авторская песня, а городской шансон. Хочется сказать о том, что изначально слово шансон в нашей стране было переведено когда-то неправильно, и теперь под словом шансон понимаются все блатные, тюремные и, весьма простенькие песни. Но слово шансон, в переводе с французского языка, обозначает просто песня, и ни разу не имеет отношения к тюремному жанру.
Обо всём этом я начал размышлять потом, а тогда, когда мне сказали, что Трофим - городской шансон, ну что ж, проглотил, но для себя сделал в душе пометочку, что всё-равно буду его слушать, пусть думают как хотят, ведь у каждого своё мнение. ДА, это сейчас тот же Трофим уже не тот, но песни, написанные им раньше, хочется слушать и слушать до сих пор. Мало того, их хочется не только слушать, но и петь, что я и делаю, но уже в своё удовольствие.
Проблема ещё заключается лишь в том, что почему-то радиостанциям и телевидению невыгодно выпускать действительно душевные песни. Что есть сейчас у того же Сергея Трофимова? Да есть-то много чего, а что звучит по радио? Правильно, единственная песня "Город Сочи", которая уже всем, изрядно могла надоесть, и люди считают, что других-то песен, наверное у него нет, поэтому Трофим ассоциируется именно с городом Сочи. Хотя нет, лет 10 назад, в тренде была ещё одна песня с названием Московская. Она тоже лилась время от времени из всех закусочных, запивочных, из радиоприёмников такси, автобусов, вагонов. Да, именно из-за этой песни, пришлось купить альбом Трофима, и благодаря ей я открыл ещё несколько интересных песен, например вот эта:

Ведь эту песню он написал полностью сам, почему же она не может быть авторской? А вот так, потому что на таких фестивалях авторскими песнями считаются песни, написанные Авторами перечислинными выше, а всё остальное это разные жанры.
Кстати Александра Розенбаума и ОЛега Митяева тоже не все принимают за бардов. Кто-то считает их таковыми, кто-то нет, поэтому бывают случаи, когда на фестивалях песни Александра Розенбаума проходят, пусть хотя бы не в концерты, но их не запрещают петь на творческих мастерских, а ведь петь их так приятно, тем более, что с ними прошло моё детство.
И вот, по прошествии некоторого времени, мне это всё порядком надоело, и я стал на некоторых фестивалях спорить со всем этим. Ну остановились на том, что у каждого может быть своё мнение, и почему бы нет. На том и ладно.
Понятно, что из фестиваля на на фестиваль переезжают большинство одних и тех же людей, кто живут бардовской песней, кто в этом круге варится. И это, в каждом фестивале так, будь-то фестиваль рока, репа, французской песни и ещё чего-нибудь.
Это эдакий большой междусобойчик, как и любое подобное событие. Благодаря фестивалям и различным таким концертам да, я познакомился с массой хороших людей, я за многое им благодарен и рад, что мы с кем-то просто знакомы и виделись пару тройку раз, с кем-то продолжаем дружить и общаться, и по сей день, и из них много достойных, но сейчас я понял одно но.
Помните, в самом начале поста было написано определение авторской песни и приоритет значимости?
Напоминаю: в авторской (бардовской) песне приоритет значимости текста перед музыкой.
Вот это мне и мешает. Побывав на крайнем концерте в понедельник, я понял для себя, что всё-таки исполнение, хорошее исполнение песни мне важнее текста, потому что, если очень постараться, то хорошим исполнением можно прикрыть какие-то недочёты в тексте, как-то украсить песню. Выступала в понедельник одна автор, которая пела свои же песни, но ритм, стихи, мелодия этих песен не давали ей раскрыть себя как исполнителя, не дали показать все возможности голоса, которые у неё есть, а они у неё, уж поверьте мне, есть. Таким голосом можно было бы петь романсы, или что-то в этом роде. Мне очень хотелось, если бы мы дружили, подойти к ней и сказать: передай право на исполнение твоих песен другим. Ты можешь писать песни дальше, но петь тебе нужно не это, твой голос позволяет делать большее. Но мы не дружим, да и в общем-то, наверное, я особого и права не имею на такие высказывания, хотя как мнение, оно вполне может существовать.
Не так много авторов в жанре бардовской песни могут раскрываться именно как исполнители, и не все песни можно переделать, перестроить под себя, под свой голос, сердце и манеру исполнения, но таковые всё-таки, к счастью, существуют и в этом жанре. Мне, как я сейчас понимаю, больше всё-таки становится ценно именно исполнительское качество человека, его вокальные данные, глубина и умение пронести песню через сердце.
Конечно это не говорит, что я совсем заброшу авторскую песню, но плюс ко всему, я буду так же искать для себя что-то новое, исходя из выше сказанного. В любом случае всё, что сказано здесь это сугубо моё личное мнение, и я благодарен всем и судьбе, что мне удавалось поучаствовать в различных фестивалях, послушать различных авторов, авторов-исполнителей, открыть для себя множество интересных песен. Ведь в альбом Песни души, который был записан и выпущен летом так же вошли песни и в жанре авторская песня.
И, если когда-то мне так же кто-то из бардов в последствии понравится, я с удовольствием буду его слушать. Ну а в данный период жизни пока вот так.

Всем всего самого наилучшего.
Ваш русский француз.






Subscribe
promo goodpeople january 23, 11:15 8
Buy for 40 tokens
Сообщество "Хорошие Люди" существует для общения и поддержки друг друга. У нас собирается много творческих и талантливых людей. Здесь мы можем показать друг другу свои проекты, обсудить и покритиковать их, и обеспечить им дополнительное внимание потенциальных заказчиков - в уже сложившейся…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments