Таня Каренина (tanya_karenina) wrote in goodpeople,
Таня Каренина
tanya_karenina
goodpeople

Про заек и Железную Ж Писателя


Когда берёшь интервью у людей, начинаешь о них как-то беспокоиться. Всё ли у них хорошо в жизни, и вообще. Последнюю неделю я почему-то беспокоилась о том, как там Лена playmother. Оказалось - прекрасно: выпустила книгу Не время для вечности.
Поздравляю Елену с дебютом и, пользуясь случаем, хочу обсудить извилистую судьбу автора, который уже пишет, но ещё не издаётся. А таких у нас в ЖЖ - большинство:)




Процесс превращения нормального человека в писателя гениально описала Марта Кетро marta_ketro в тексте Как обращаться с Писателем, чтобы он работал долго и приносил радость.

Однако же, талантливая Марта говорит о писателе, который уже писатель. А есть ведь среди нас и такие, которые пока только пишут, собираются издаться или ждут предложений от издателей.
И вот этот процесс превращения в печатающегося писателя требует от любого человека какой-то спартанской выдержки и олимпийской невозмутимости. И да - железной ж.

Потому что, пока ты не выпустишь свою первую настоящую книгу, все вокруг будут считать тебя просто графоманом. В этом роде занятий вообще стеснительно признаваться. Те, кто в теме - коллеги-журналисты, которые сами пишут через одного, редакторы, которые начитались всякого и пиарщики, заточенные на бизнес, - начинают отводить глаза и съезжать с темы. Видимо, для того, чтобы сдержаться и не сказать тебе: "Как, и ты тоже? Бросай ты это гнилое дело!".

Те писатели, которые издали по одной книжке, вместившей всю их автобиографическую боль, обязательно скажут: "Оно того не стоит. Мучительно потратишь год жизни, получишь копейки, никто не прочитает - толку никакого".

Тем не менее, каждый год на литературные конкурсы сотни новых авторов присылают свои работы. Авторы живут в своих узких и широких сообществах, пишут книги о том, как писать книги, проводят встречи друг с другом и заводят фан-группы, которые поддержат их на следующем конкурсе, и вот тогда..

По моим наблюдениям, будущие писатели сейчас действуют по нескольким схемам:

1. Пишут нетленку, пребывая в полной уверенности, что это именно она и есть.

2. Пишут от безысходности - потому что нет работы и есть свободное время.

3. Пишут для денег, но еще не поняли, где они водятся у писателя.

4. Пишут для удовольствия. Таких мало, хотя все именно так и говорят.

Им в помощь выступают уже состоявшиеся писатели, которые:

1. Советуют не писать, если не можешь не писать (эти самые ужасные, снобы и моралисты);

2. Приводят кейсы своего собственного продвижения, например в области нон-фикшн, иногда очень толковые.

3. Организуют площадки для встреч авторов, формируют группы и проводят читки в формате b2b.

4. Пытаются нажиться на авторах разными способами - предлагая напечатать книгу за деньги, продавая им свои лекции и вебинары.

5. Организуют сервисы типа "Ридеро" и Selfpub при "Литресе" для самостоятельной выкладки книг.

Будущий писатель, который потыкался в "настоящие" издательства - где очень маленькая вероятность, что его рукопись кто-то оценит (хорошо, если прочитает и ответит) - начинает искать пути пристройства своего труда. Он идет на самиздатовские сайты, начинает общаться на форумах и слушать советы, от которых настолько пухнет голова, что работа над книжкой начинает представляться бесконечно сложным конструктором, с которым никогда не справиться.

Параллельно с этим он видит продающиеся книжки и успешных авторов, которые ну ничуть не лучше, чем его творение.
Что же делать? Плюнуть и пойти торговать пирожками, или всё-таки долбиться со своей книжкой до последнего?

В сообществе mi_pishem приводят 5 ПРАВИЛ ПИСАТЕЛЬСКОГО УСПЕХА ОТ ФАНТАСТА РОБЕРТА ХАЙНЛАЙНА:

• Первое: Вы должны писать.
• Второе: Вы должны заканчивать написанное.
• Третье: Вы должны воздерживаться от переделки, кроме случаев, когда на изменениях настаивает редактор.
• Четвертое: Вы должны выйти с вашим произведением на рынок.
• Пятое: Вы должны держать его на рынке, пока его не купят.

Неплохие райтхаки (новое слово для меня:), учитывая, что Хайнлайн опубликовал больше сотни книг. Но что-то подсказывает мне, что эти советы - из серии "Сытый - голодному". Потому что на самом деле - и это главное - вопрос в том, хорошую ли книжку мы написали. Причём, с двух, даже с трёх позиций - по вашей оценке, по оценке читателей и с точки зрения издателей (то есть рынка).

Есть еще и сообщество avtoram_com и его организатор agent_marge, она же Эльвира Барякина. В сообществе публикуются статьи о писательстве, а сама Эльвира Барякина занимается разнообразными формами обучения писателей, и, кстати, ведёт (вела?) на портале "Сноб" свой блог. У неё есть и сообщество хейтеров: baryakina_cult, где критикуют книжки и деятельность ЭБ - и поклонники, которые раскаиваются в былом хейтерстве: makha0na Я дочитала "Белый Шанхай" Эльвиры Барякиной.

Лично для меня в жж Барякиной было полезно прочесть комментарии к вот этой статье, а точнее, комментарии Инны Криксуновой inna_kriksunova, которая уже издала больше 30 прикладных (нон-фикшн) книг разной тематики. Комментарий трудолюбивого человека, который занимается понятной ему самому работой - и успешно. Рынок нехудожественных книг - нон-фикшн - начинает казаться вполне структурируемым и понятным: в этой области намного проще смоделировать финансовый успех своих книжек, нежели, чем в художественной литературе, где критерии - субъективизм и вкусовщина. Если, конечно, придерживаться правил, писать план-проспекты книг и не пренебрегать фактурой.

Ещё советы по написанию нон-фикшн и другие исключительно полезные материалы я читаю и перечитываю у Рины Грант rina_grant вот тут: Как издать книгу в Америке: Список ссылок на все статьи для авторов в этом журнале.

И вот тут, конечно, возникает когнитивный диссонанс: каких-либо денег книжки могут принести автору (уже по моему субъективному мнению) только в англоязычном секторе электронных (а если сильно повезет, то и бумажных) книг. В нашей стране надо либо строчить детективы как Донцова, либо женскую литературу как Вильмонт, чтобы зарабатывать за счет сумасшедших тиражей. Во всех прочих случаях писательство - это виньетка, украшение или информационный повод для других способов извлекать деньги из своего труда.

Но, если ты не знаешь, хороша ли твоя книга, стоит ли рисковать и вкладываться в её перевод? Лично для себя я этот вопрос еще не решила.

Что скажете? Имеет смысл писать книжки? Или блогерство - годный формат для удовлетворения писательских амбиций?
И да, как будем читать книгу playmother - за деньги или бесплатно?
А вообще книги - скачиваем за деньги?
Tags: Обзор блогов, обсуждаем, про книги и кино, работа и труд
Subscribe
promo goodpeople september 16, 19:21 4
Buy for 100 tokens
Чтобы было как можно удобней общаться, мы упростили правила "Хороших Людей" до самого минимума. Но он - обязательный. Первый и главный вопрос: "Почему это вы называете себя "Хорошие Люди"? С какой стати - слишком положительные, что ли?" Ответ: Мы сделали площадку, на которой, предположительно…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 79 comments